alexiy70 (alexiy70) wrote,
alexiy70
alexiy70

"Промывание мозгов" как технология влияния. (Часть третья)

Шейн, например, выделяет (http://dspace.mit.edu/bitstream/handle/1721.1/83028/14769178.pdf?sequence=1) такие факторы: "Физическая сила заключённого подрывалась общей неадекватностью диеты, потери сна из-за прерываемых и длительных допросов, болезней, отсутствия физических упражнений, излишнего холода или жары в комбинации с неподходящей одеждой, долгого стояния или сидения на корточках во время допросов или как наказание за нарушение тюремных правил, сильная боль из-за наручников за спиной или цепей на лодыжках, которые одевались как наказание (если власти ощущали, что заключённый не старается искренне реформировать себя), результатов избиений сокамерниками и других бесконечных событий тюремной жизни. Социальная и эмоциональная поддержка заключённого подрывалась его полной оторванностью от коммуникаций с внешним миром (никакой выходящей или входящей почты не разрешалось, никаких некоммунистических газет не было).
Данные типы дискурсивной пропаганды следует признать особенными, поскольку они являются не просто публичными, а публично-индивидуальными. Эти тексты человек произносил сам, исходя из своей собственной перспективы, со своими собственными примерами.
Советский вариант этой индивидуально-публичной пропаганды включал в себя: а) покаянные выступления на собраниях, б) обвинения других, но знакомых лиц, в) обвинения незнакомых (в случае так называемых врагов народа). Это было в основном в довоенный период и сразу после войны. После смерти Сталина такая практика пошла на убыль.
В семидесятые годы набирает силу коллективные письма, инициированные властью, но подаваемые как индивидуальный порыв. Они были направлены на осуждение людей, поступков, текстов. Часто они создавались по принципу "не читал, но осуждаю."
Советский вариант перевоспитания в лагерях уже не имел такой дискурсивной составляющей. ГУЛАГ имел в первую очередь экономические цели, хотя арест и последующее заключение, конечно, были политическими. Впрочем, философ Мейер написал на Соловках статью: "Принудительный труд как метод перевоспитания." Лихачёв вспоминает множество бесед с Мейером на Соловках, говоря, что они сформировали его представления. В качестве таких тем для обсуждения он называет миф и слово (см. также "Туполевскую шарагу" Кербера http://lib.ru/MEMUARY/KERBER/tupolewskaya_sharaga.txt)
Лихачёв напишет: "Уже в двадцатые годы власть "словесных формул", мифология языка стали занимать всё большее место в советской действительности. "Власть слов" становилась самым тяжким проявлением "духовной неволи". Поэтому в нашем кружке обсуждение вопросов языка и языковой культуры становилось одной из самых важных тем." (Лихачёв Д. "Мысли о жизни"// Лихачёв Д. Мысли о жизни. Письма о добром. - М., 2014, С. 216).
Кстати, оба они, и Мейер, и Лихачёв, оказались осужденными за участие в кружках (см. о деле Мейера (http://yakov.works/acts/20/1920/1929meyer.htm). То есть советская власть с самого начала уничтожала такие альтернативные дискурсивные практики, которые в данном случае возродились на Соловках.
Мейер пишет о мифе в своих статьях (Мейер А. Философские сочинения. - Париж. 1982). Лихачёв отмечает, что тексты эти написаны с предвосхищением идей Леви-Стросса, Юнга, Малиновского, Лосева. Можно добавить сюда и имя Элиаде, поскольку его идеи тоже приходят на ум при чтении текста Мейера о жертве.
Лифтон (https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Jay_Lifton) изучал два варианта рассматриваемых нами феноменов - воздействие на американских военнопленных и тоталитарные секты. Его определение "исправления мышления" следующее (Лифтон Р. Технология "промывания мозгов". Психология тоталитаризма. - СПб., 2005): "Независимо от конкретных обстоятельств "исправление мышления" состоит из двух основных элементов: признание вины, разоблачение и отречение от прошлого и настоящего "зла"; и перевоспитание, переделка человека в соответствии с коммунистическим образом. Эти элементы тесно взаимосвязаны и частично совпадают, поскольку оба приводят в действие ряд вариантов давления и призывов - интеллектуальных, эмоциональных и физических - нацеленных на социальный контроль и личностное изменение."
С сегодняшней перспективы книга выглядит несколько устаревшей, но не следует забывать, что за ней сотни интервью как американских военнопленных. так и китайцев, покинувших Китай, с которыми автор книги работал в Гонконге. Поэтому его конкретные правила имеют под собой вполне документальную основу (см.https://www.culteducation.com/brainwashing19.html и http://www.exitsupportnetwork.com/artcls/mindctrl/lifton.htm и https://science.howstuffworks.com/life/inside-the-mind/human-brain/brainwashing1.htm).
Одновременно он видит подобные элементы и в США в эпоху маккартизма. В интервью он говорит (http://historynewsnetwork.org/article/141): "Меня волновало, когда я был в Гонконге, та степень, с которой группы могут манипулировать правдой и запускать ложь в других в тоталитарных практиках типа исправления мышления. Потом я услышал о не таких системных, но параллельных тенденциях в США в отношении маккартизма пятидесятых и ужасной атмосферы, когда друзья боялись подписываться на некоторые журналы или выражать критические взгляды на публике. Я начал чувствовать, что они сходят с ума в тоталитарном направлении."
Subscribe

  • Только для взрослых. (18+++)

    - Ты стройная как бездомная собака. - А ты умеешь делать комплименты. Что Вы делали вечером в Пятницу? На этот вопрос…

  • Женский мечтательный орган. (18+++)

    Я считаю, что женщинам надо ампутировать мечтательный орган. Жаль, что нынешний гуманизм запрещает такие радикальные меры, как костёр и молот ведьм.…

  • О женской самости. (18+++)

    Сколько бы женщины не стучали кулаком в грудь о своей самости, а нет-нет, да и проскользнёт даже у самых самодостаточных тихая печаль — нет мужика.…

promo alexiy70 september 21, 2019 10:54 83
Buy for 20 tokens
Наверное, это называется старость ... Если раньше пробуждение всегда сопровождалось улыбкой, то теперь мучительной обидой «зачем ночь кончилась?» Зачем опять нужно открывать глаза, умываться, собираться и куда-то идти, что-то делать. Не-хо-чу! Хочу просто впасть в летаргический сон и пропустить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments