alexiy70 (alexiy70) wrote,
alexiy70
alexiy70

"25-й кадр" : правда и вымыслы. (Технологии сублиминального воздействия). Глава третья.

Эпизод Четвёртый. "25-й кадр: Новая надежда."

Можно ли распространять негативные результаты этих исследований на все примеры сублиминальных воздействий? Скорее всего, нет. В некоторых случаях подпороговые вставки способны оказывать определённое воздействие. Одним из первых удачных примеров "25-го кадра" стало исследование психологов Кунста-Вилсона и Зайонца (Kunst-Wilson W. and Zajonc R.). Во время него испытуемым в течении одной миллисекунды показывали восьмиугольники. При дальнейшем предъявлении различных фигур испытуемым, в среднем, больше нравились восьмиугольники, которые ранее были показаны им на мгновение. То есть с помощью предъявления подпороговых стимулов теоретически можно добиться того, что сами эти стимулы начинают нравиться испытуемым. Но можно ли добиться того, что бы люди захотят купить рекламируемый таким образом товар? Опять таки, ответ отрицательный.
Во-первых, в эксперименте подпороговые стимулы были изолированы от других стимулов, и испытуемые сосредоточивали на них всё своё внимание. Испытуемые внимательно смотрели на экран - хотя они не видели ничего, кроме короткой вспышки света. В отличии от этого в рекламных клипах подпороговые стимулы накладываются на аудиовизуальное содержание телевизионного рекламного ролика или фильма, на котором сосредоточено сознательное внимание аудитории. Если сознательное сосредоточение на чём-то одном препятствует воздействию одновременно предъявленных подпороговых стимулов, то их использование не даст практического эффекта. Это установлено экспериментами.
Во-вторых, в исследовании с восьмиугольниками отношение к стимулу измерялось через несколько минут после его предъявления, поэтому невозможно сказать будет ли вызванное чувство достаточно сильным и продолжительным, чтобы заставить человека захотеть купить рекламируемый товар. Телезритель должен сохранять установку, сформировавшуюся под влиянием подпорогового сообщения о рекламируемом продукте длительное время. Имеющиеся в настоящее время результаты экспериментов этого не подтверждают. Хотя теоретически вызванные подпороговыми стимулами эмоциональные реакции вполне могут стать сильнее при многократном повторяющимися воздействии этих стимулов. Например, если они включены в рекламный ролик, который вы смотрите несколько раз в день в течении многих недель. В свете последних эмпирических данных и с учётом маниакального стремления специалистов по коммерческой и политической рекламе найти "крючок", на который можно будет ловить покупателей и повысить эффективность рекламы, эти вопросы заслуживают серьёзного изучения.
Психолог Эдвардс в 1990 году обнаружил, что установки по отношению к китайским иероглифам, сформировавшиеся под влиянием подпороговых стимулов, не поддавались изменению, когда впоследствии их оспаривали в своих коротких убеждающих сообщениях специалисты по иероглифическому искусству. В другом исследовании наблюдалось, что в ходе выполнения нескольких оценочных заданий испытуемые публично соглашались с помощником экспериментатора, лицо которого было предварительно показано им на подпороговом уровне, чаще, чем помощником экспериментатора, которого они никогда не "видели". Однако этот эффект был слабо выражен, а других данных о поведении, которые свидетельствовали бы в пользу того, что "знакомый" помощник экспериментатора больше нравится испытуемым, получено не было. Тем не менее этот результат позволяет высказывать предположение о возможности существования связи между сублиминальным воздействием и простыми действиями, непосредственно связанными с состоянием, вызванным влиянием подпороговых стимулов.
Ещё в одном исследовании в лаборатории демонстрировался фильм с "25-м кадром". Было обнаружено влияние, распространявшееся не только на сами подпороговые стимулы. Психологи показали студентам добровольцам двухминутный видеофильм. На экране вращались в вертикальной и горизонтальной плоскостях изображённые в различных ракурсах красочные виды обставленных мебелью комнат. Зрители не знали о том, что более чем в 12 местах в фильм вставлены сублиминальные кадры, которые демонстрировались в течении шестнадцатой доли секунды. Это были либо положительные (персонажи популярных мультфильмов), либо отрицательные (окровавленные лица, монстры из фильмов ужасов), либо нейтральные (серые невыразительные фигуры) образы. После показа фильма производились измерения тревожности. Те, кому были показаны кровавые образы, сообщали о большей тревожности, чем те, кому достались весёлые образы из мультфильмов, сообщали о значительно меньшей тревожности, чем даже контрольная группа.
То, что сублиминальные стимулы способны оказывать влияние, показал ещё один эксперимент. В одном исследовании с помощью тахистоскопа пары слов демонстрировались либо слева, либо справа от фокусной точки испытуемых в течении очень короткого времени, так что невозможно было определить значение этих слов. Слова казались мелькавшими тёмными пятнами, и испытуемых просили определить, с какой стороны появлялось каждое пятно - слева или справа. Для некоторых испытуемых в большинстве сублиминально предъявленных пар одно из слов было синонимом слова честный - например, "искренний", "справедливый". Для других испытуемых в большинство пар были включены синонимы слова злобный - например, "грубый", "враждебный". Испытуемым из третьей группы демонстрировали нейтральные слова. Таким образом, если подпороговые стимулы "доходят" до испытуемых, то некоторые из них должны были быть подготовлены к тому, чтобы о такой черте, как честность, в то время как другие должны были быть подготовлены думать о злобности. И действительно, оказалось, что они к этому подготовлены. Через несколько минут после окончания сублиминального этапа каждому испытуемому читали короткий рассказ о том, как молодая женщина по имени Донна ходила за покупками и вела себя вообще-то довольно честно, но в нескольких случаях также и злобно. По сравнению с контрольной группой испытуемые получившие подсознательную подготовку к честности, впоследствии описывали Донну как более честную и правдивую. Испытуемые, получившие неосознанную подготовку к злобности, описывали Донну как более злобную, грубую и эгоистичную. Действие неосознанной подготовки распространилось на суждения о стимуле, объективно не связанном с предъявленными во время подготовки подпороговыми
стимулами.

Эксперимент Моше Бара и Ирвина Бадермана (Moshe Bar, Irving Biederman) по сублиминальному визуальному восприятию. После подпорогового предъявления стимула, тестируемые пытались назвать показанный объект. Изображения на экране мелькали так быстро, что 13,5% испытуемых могли угадать их случайно. Они не могли предвидеть когда, где и будет ли ещё показана неопознанная картина. Однако когда карточки показывались повторно, точность распознавания увеличилась до 34,5%.

Были проведены и другие эксперименты, показавшие, что подпороговая стимуляция влияет на на распознавание и запоминание объектов, вызывая различные специфические и диффузные эффекты. Например, многократно повторенный стимул испытуемые оценивали более положительно, чем однократно продемонстрированный. Результаты данных экспериментов позволяют сделать следующие выводы. Не изменяя непосредственно поведения, подпороговое воздействие в визуальных средствах массовой информации может как минимум возбуждать эмоции и влиять на оценки совсем других стимулов. В перспективе это может активно использоваться, в частности, коммерческой и политической рекламой. Не стоит сбрасывать со счетов и военный аспект данных технологий.
Данная область исследований развивается сегодня чрезвычайно активно - за счёт достижений когнитивных дисциплин и нейронаук. И в ближайшие годы перед обществом уже реально может возникнуть проблема сублиминальных воздействий. Учёные сегодня всерьёз озабочены перспективой надвигающейся эпохи психотерроризма. Это связано с успешной разработкой в последние годы методик скрытого психического воздействия на человека. Только в США более 140 институтов заняты этой проблемой. Подобные исследования проводились в СССР и проводятся в современной России, например в Центре психофизиологии МВД, НПО "Энергия", НПП "Квант", Институте проблем материаловедения и т.д.
Если исходить из материалов открытых публикаций, на сегодняшний день самых больших успехов удалось добиться российско-американской корпорации "PSYCOR". В настоящий момент, корпорация объединяет в себе: Институт компьютерных психотехнологий и психоанализа, НИИ психоэкологии РАЕН, Psychotechnologies Corp.(США), Кафедру психоэкологии РУДН и является ведущей в мире в области разработок и реализации технических решений, позволяющих осуществлять прямой ввод-вывод информации из подсознания человека.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexiy70 september 21, 2019 10:54 86
Buy for 100 tokens
Наверное, это называется старость ... Если раньше пробуждение всегда сопровождалось улыбкой, то теперь мучительной обидой «зачем ночь кончилась?» Зачем опять нужно открывать глаза, умываться, собираться и куда-то идти, что-то делать. Не-хо-чу! Хочу просто впасть в летаргический сон и пропустить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments