alexiy70 (alexiy70) wrote,
alexiy70
alexiy70

Categories:

"25-й кадр" : правда и вымыслы. (Технологии сублиминального воздействия). Глава вторая.

Эпизод Третий. "Возвращение джедаев".


Интерес к подпороговым стимулам возродился спустя 10 лет, в середине 1970-х. Популярность им вернул вышедший в 1973 году знаменитый фильм ужасов "Экзорцист" ("The Exorcist") режиссёра Уильяма Фридкина. Чтобы попугать зрителей, режиссёр сделал так, что по ходу фильма на экране мелькала "маска смерти". Позднее Фридкин объяснял в интервью: "Я увидел подсознательные вставки в ряде фильмов, прежде чем я решил использовать их в "Экзорцисте" и я подумал, что это очень эффективный способ повествования. Сублиминальное редактирование в "Экзорцисте" было сделано для создания драматического эффекта, достижения и поддержания своего рода сказочной атмосферы."
Сублиминальные вставки в фильме "Экзорцист", 1973 год.

Тем не менее, эти быстрые и страшные вспышки в действительности были не подпороговыми, а скорее квази - или полу - сублиминальными. Хотя маски показывались очень быстро, но их всё же можно было заметить. Как говорил в 1999 году Уильям Питер Блэтти (Willam Peter Blatty), автор сценария "Экзорциста": "Там нет подсознательных изображений. Если вы способны увидеть их, то это не подсознательное."
Следуя моде некоторые рок-группы (например "Judas Priest") стали помещать в своих альбомах записанные в обратном порядке фразы (главным образом, в виде шутки или с целью воспользоваться массовым помешательством на подпороговом воздействии для продажи большего количества дисков и кассет).
К этому времени относится и распространение термина "25-й кадр". Под ним подразумевается возможность современных электронных средств донести помимо осознаваемой информации - скрытое изображение. По аудио-каналам также можно незаметно внедрить в подсознание акустическое сообщение (в форме музыки или фонового "шума"). В прессе и популярной литературе "25-й кадр" обычно объясняется так. Современная психология, дескать, различает у человека сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный) диапазон восприятия. Человеческий мозг в состоянии относительно критично и осмысленно воспринять визуальную информацию со скоростью 24 кадра в секунду. Именно с такой скоростью и крутят кино. Каждый дополнительный кадр, намеренно добавленный в эту секунду и выделяющийся по смыслу от остальных, - чистое зомбирование. Так, если с экрана предъявлять информацию в виде списка иностранных слов с переводом со скоростью 25 пар слов в секунду, то наше сознание не будет успевать её воспринимать. Однако на подсознательном уровне возникает эффект сверхзапоминания и внушения.
На волне вновь поднявшегося ажиотажа регулярно переиздавались книги Брайана Ки. Повсюду снова стали говорить и писать, что якобы в телевизионной и печатной рекламе сплошь и рядом содержатся скрытые сообщения и внушения. Как правило сексуального характера - например, стакан
с джином, где в каждом кубике льда находится нечто, напоминающее пенис, или гребень далекой океанской волны, который указывает на область между раздвинутых ног женщины в бикини, загорающей на пляже и т.д. Язвительные скептики, в свою очередь, отмечали, что пенисы находятся не в кубиках льда, а в глазах смотрящих. Человек всегда видит то, что он хочет увидеть. Никакой сублиминальной рекламы попросту не существует, просто у некоторых людей чересчур развито воображение.

"Что вы видите в кубиках льда?"

Была сделана попытка проверить данные, приводимые в книгах Ки. Его вывод, что 62% всех испытуемых ощущали сексуальное влечение и удовольствие, когда они видели рекламу со словом секс, вмонтированным в рекламный слайд, не подтвердилась. Проводилось множество экспериментов, где испытуемым показывали те же самые печатные рекламные объявления - как с вкраплённым сублиминальным посланием, так и без него. Привлекались все виды товаров, от алкоголя и джинсов
до фотоаппаратов и плиток шоколада "Hershey". Доказательств сублиминального влияния получено не было.
Несмотря на это, в 1980-х годах в продаже появились первые коммерческие продукты, якобы использующие сублиминальную технологию: кассеты с записями, которые будто бы помогали похудеть, бросить курить или снимали стресс с помощью успокоительных сообщений на уровне ниже слухового порога, наложенных на навевающую определённое настроение музыку (mood music) и звуки окружающей природы. В последующие годы в США для борьбы с воровством в ряде супермаркетов стали включать вместе с ясно слышимой обычной "магазинной" музыкой едва слышный и быстро повторяющийся шёпот: "Я честный человек, я не буду воровать." Многие магазины после этого сообщили о резком уменьшении количества краж.


Чтобы ещё раз проиллюстрировать неэффективность сублиминальных технологий, психологи А.Пратканис, Дж.Эшкенази и Э.Гринвальд (Pratkanis,A.R., Eskenazi,J., Greenwald A.) провели изучение распространённых в Америке аудиозаписей с сублиминальными посланиями, предназначенными для повышения самооценки, для улучшения памяти. Оба типа записей имели одинаковое содержание - различные произведения классической музыки. Однако они отличались по сублиминальным (подпороговым) сообщениям. Согласно утверждениям изготовителей, записи для повышения самооценки содержали также скрытые послания: "Я высоко ценю себя и у меня высокое чувство собственного достоинства." Запись для улучшения памяти содержала соответствующее послание: "Моя способность помнить и вспоминать растёт с каждым днём."
Во время двойного слепого тестирования добровольцы получали сублиминальные записи, но с интересной особенностью. На половине кассет были заменены наклейки, чтобы некоторые из испытуемых получили запись для улучшения памяти, но думали, что она предназначена для повышения самооценки, в то время как другие испытуемые получили запись для повышения самооценки, но думали, что она предназначена для улучшения памяти. Вторая половина испытуемых (контрольная группа) получила кассеты с правильными наклейками.
Добровольцы забрали кассеты домой и слушали их каждый день в течении пяти недель (период, предложенный изготовителем для максимальной эффективности). Через пять недель они заполнили контрольные тесты по изучению самооценки и памяти. Их также попросили указать, верят ли они, что записи были эффективны. Результаты: сублиминальные записи никак не повлияли (не улучшили и не ослабили) ни на самооценку ни на память.

Двойной слепой тест для изучения терапевтического эффекта аудиокассет. Оценка испытуемыми эффективности аудиоленты зависит от наклеенной этикетки, а не от сублиминального (подпорогового) содержания.

Однако у испытуемых был выявлен интересный феномен. Участники эксперимента, считавшие, что слушают запись, повышающую самооценку (независимо от того, слушали они её на самом деле или нет), были склонны пребывать в уверенности, что их самооценка повысилась. А те, кто думал, что слушает запись, улучшающую память (независимо от того, слушали они её или нет), были склонны верить, что их память улучшилась. В некоторых случаях эффект "самообмана" был сильнее выражен у тех испытуемых, которые получили запись для улучшения памяти, но верили, что это запись для повышения самооценки! Фактически, сублиминальные записи реально ничего не сделали ни для повышения самооценки, ни для улучшения способностей памяти, но испытуемым они показались действенными. Другими словами, имел место банальный ПЛАЦЕБО-ЭФФЕКТ.
Именно на плацебо-эффекте базируются большинство коммерческих сублиминальных продуктов, распространяемых в настоящее время. В первую очередь к ним относятся широко рекламируемые "релаксационные" CD и "субсенсорные" методики изучения иностранных языков. Люди хотят верить, что "таинственное и суперэффективное подпороговое воздействие" влияет на них, помогает им изменить себя, и оно действительно влияет. Только не на уровне психотехнологии, а на уровне эффективного рекламного слогана. С помощью пресловутого "25-го кадра" рекламодатели успешно гипнотизируют свои целевые аудитории, заставляя покупать чаще всего абсолютно бесполезные вещи по завышенной цене.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexiy70 september 21, 2019 10:54 86
Buy for 100 tokens
Наверное, это называется старость ... Если раньше пробуждение всегда сопровождалось улыбкой, то теперь мучительной обидой «зачем ночь кончилась?» Зачем опять нужно открывать глаза, умываться, собираться и куда-то идти, что-то делать. Не-хо-чу! Хочу просто впасть в летаргический сон и пропустить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments