alexiy70 (alexiy70) wrote,
alexiy70
alexiy70

Categories:

"25-й кадр" : правда и вымыслы. (Технологии сублиминального воздействия). Глава первая.

История экспериментов с 25-м кадром, сублиминальной рекламой и подсознательным воздействием на человека...

Эпизод Первый. Начало большого пути.

Первые эксперименты по разработке методик влияния над подсознание (или же сублиминального, подпорогового воздействия) начали проводиться в конце 1950-х годов. Осенью 1957 года кинозрители г.Форт Ли, американский штат Нью-Джерси, смотрели фильм, над которым предварительно поработали экспериментаторы. Фильм назывался "Пикник" ("Picnic"), один из популярных триллеров того времени. Во многих местах в киноплёнку были вставлены единичные кадры с подписями: "Вы голодны" и "Пейте кока-колу". Кадры мелькали на экране слишком быстро для того, что бы их можно было осознать.
Джеймс Вайкери(James Vicary), до этого не слишком успешный консультант по рекламе, тайно вмонтировал эти фразы, появлявшиеся на 1/3000 секунды во время демонстрации кинофильма; на такой бешенной скорости зрители не успевали их даже заметить. Маркетинговое агентство, разработавшее план этого эксперимента сообщило, что во время антракта объём продаж поп-корна возрос на 50%, а потребление прохладительных напитков - на 18%.

Аналогичным методом сразу же воспользовался и один кинопродюсер, но не для повышения объёма продаж, а скорее с целью напугать зрителей - он вставил в пару фильмов ужасов мгновенно мелькавшие в ключевые моменты фильмов кадры с изображением черепа и надписью "кровь".
Когда пресса сообщила о попытках оказания влияния на подсознание, разразился грандиозный скандал. Последовал взрыв общественного возмущения и панических настроений. Во многих отношениях негодование, связанное с сублиминальным влиянием, отразило извечные страхи человечества; то, чего многие люди боятся в психологии вообще: психологическое влияние, особенно подсознательное, - это некая таинственная и мистическая сила, которой невозможно сопротивляться.
В имевшей большой резонанс статье: "Запятнанное подсознание", опубликованной в 1957 году Saturday Review, журналист Норман Казинис размышлял над значением подобного изобретения. Он писал: "Если этот механизм годится, что бы навязать поп-корн, почему это не могут быть политические деятели или что-нибудь ещё?". Он задавался вопросом о побудительных мотивах тех, кто придумал такой прибор, чтобы "ворваться в самые глубокие и наиболее личные уголки человеческого сознания и оставить там всяческие каракули". Казинис был не одинок в своём беспокойстве об использовании подсознательных методов.Позже в серии из четырёх книг-бестселлеров публицист Брайан Ки(Wilson Bryan Key), привлёк внимание американской нации к возможности широкого применения сублиминальных методов. Ки аргументированно доказывал, что подобные техники не ограничиваются телевидением и кино. Он утверждал: умело скрытые послания, нацеленные на то, чтобы вызвать сексуальное возбуждение, уже давно внедряются в рисунки и фотографии печатных рекламных объявлений.

Книги Брайана Ки.

В своих произведениях Ки высказывал крайнюю озабоченность использованием сублиминального убеждения (распространённое ныне название "25-й кадр", тогда ещё не употреблялось): "Каждый человек, читающий эту книгу, был жертвой и подвергался манипулированию при помощи сублиминальных стимулов, которыми бесчестные торгаши и политиканы атакуют бессознательную сферу его психики. Эти методы широко применяются средствами массовой коммуникации, рекламными агентствами и агентствами по связям с общественностью, промышленными и торговыми корпорациями, а нередко и самим федеральным правительством."
Сообщения в прессе немедленно привлекли внимание рекламодателей, правительственных должностных лиц и ученых, которые потребовали повторить этот эксперимент. Выполняя эти требования, Вайкери организовал несколько демонстраций, ни одна из которых не принесла декларируемого им эффекта. То возникали технические трудности, мешавшие привести механизм в действие и эксперимент отменялся, то аудитория не ощущала никакого непреодолимого влечения исполнять сублиминальные команды и т.д. В 1958 году Advertising Research Foundation (Фонд исследований рекламы) официально потребовал от Вайкери предоставить свои экспериментальные данные и подробное описание технологии проведения эксперимента. Вайкери отказался, но зато сообщил, что его исследования якобы длились более шести недель и в них участвовали тысячи испытуемых.

Эпизод второй. "А был ли мальчик?"

Студент психолог Стюарт Роджерс из Нью-Йорка решил написать реферат о работах Вайкери. Он поехал в Форт Ли, что бы поговорить с теми, кто проводил это исследование. Роджерс обнаружил, что провинциальный кинотеатр был слишком маленьким, что бы принять 50 тысяч зрителей за шесть недель, как это утверждал Вайкери. Когда он спросил директора кинотеатра об эксперименте, тот заявил, что слышит о нём впервые.
Было множество экспериментальных попыток подтвердить полученные Вайкери результаты. Например, в ходе одного исследования, проводившегося рекламным агентством Canadian Broadcasting Corporation в 1958 году во время популярной воскресной вечерней передачи по названием "Close-Up"("Крупным планом") 352 раза транслировалось на очень быстрой сублиминальной скорости послание: "Звони прямо сейчас!". Количество телефонных звонков за этот период ничуть не увеличилось. Когда зрителей попросили угадать содержание этого послания, они прислали большое количество ответов, и ни в одном не было правильного. Но почти половина ответивших утверждала, что во время программы им хотелось есть или пить. Таким образом эксперимент показал не эффективность сублиминальной технологии как таковой, а только силу циркулирующих в обществе мифов и легенд. Люди хотели верить и поэтому верили в действенность данного феномена, и вели себя согласно ожиданий, созданных экспериментом Вайкери.
Накопленные данные позволили объяснить, почему результаты, якобы полученные, по утверждению Вайкери, в его эксперименте с фразами: "Ешь поп-корн и пей кака-колу", не были достигнуты другими исследователями. Дело в том, что этот эксперимент...скорее всего, никогда не проводился. Большинство специалистов пришли к выводу, что это была грандиозная мистификация с целью саморекламы. Авантюра с фразами "ешь поп-корн и пей кока-колу" была обычным рекламным жульничеством, предназначенным повысить число клиентов рекламного бизнеса Вайкери.

Джеймс Вайкери 1962 год.

Под давлением накопившихся отрицательных свидетельств Джеймс Вайкери в 1962 году наконец и сам признался, что "плохо справился с проблемой." Он заявил: "Хуже выбора времени для публикации не было, однако, был тот факт, что мы не провели никаких исследований, помимо тех, что были необходимы для регистрации патента. У меня была лишь небольшая доля в компании и незначительное количество данных - слишком незначительное, чтобы быть существенно важным. И то, что мы имеем, наверное, не должно было использоваться для публичных заявлений." Другими словами, Вайкери фактически сознался в подлоге. Но "газетная утка" уже была запущена и слухи о "таинственном подпороговом воздействии" вовсю пошли гулять по земному шару. Подобные описания "грандиозного эксперимента Джеймса Вайкери" и поныне появляются в газетах бульварного пошиба и журналах для домохозяек во всем мире.
Хотя ни одно научное исследование тогда не продемонстрировало эффекты, о которых утверждали адепты сублиминального влияния, подпороговая реклама была запрещена во многих странах. В Соединённых Штатах Федеральная комиссия по коммуникациям (Federal Communications Commission) постановила, что использование сублиминальных посланий приведёт к потере лицензии на телевещание. Национальная ассоциация теле - и радиовещателей (The National Association of Broadcasters) запретила использование сублиминальной рекламы всем своим членам. Судья штата Невада издал постановление, согласно которому сублиминальные послания не попадают под защиту свободы слова Первой поправкой конституции США.
Появились и другие законы, ограничивающие использование подпороговых стимулов в рекламной продукции. Таким образом, сублиминальные стимулы запретили ещё до того, как было точно установлено действуют ли они на самом деле. Это было сделано на волне общественного недовольства, "подогреваемого" сенсационными сообщениями в прессе. После принятия соответствующих постановлений ажиотаж вокруг этой проблемы постепенно утих. О сублиминальном воздействии забыли на годы...
Subscribe

  • Только для взрослых. (18+++)

    - Ты стройная как бездомная собака. - А ты умеешь делать комплименты. Что Вы делали вечером в Пятницу? На этот вопрос…

  • Женский мечтательный орган. (18+++)

    Я считаю, что женщинам надо ампутировать мечтательный орган. Жаль, что нынешний гуманизм запрещает такие радикальные меры, как костёр и молот ведьм.…

  • О женской самости. (18+++)

    Сколько бы женщины не стучали кулаком в грудь о своей самости, а нет-нет, да и проскользнёт даже у самых самодостаточных тихая печаль — нет мужика.…

promo alexiy70 september 21, 2019 10:54 83
Buy for 20 tokens
Наверное, это называется старость ... Если раньше пробуждение всегда сопровождалось улыбкой, то теперь мучительной обидой «зачем ночь кончилась?» Зачем опять нужно открывать глаза, умываться, собираться и куда-то идти, что-то делать. Не-хо-чу! Хочу просто впасть в летаргический сон и пропустить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment