alexiy70 (alexiy70) wrote,
alexiy70
alexiy70

Categories:

Тема... Позитивная Пустота...Глава пятая...Психологическое значение...(часть вторая)

Однажды к мастеру фехтования пришёл юноша и попросил научить его сражаться на мечах. Мастер согласился и, начертив во дворе большой квадрат, сказал:
- Ходи по этому квадрату.
Ученик взялся за дело и упорно стал вышагивать по квадрату изо дня в день по восемь часов. Но через месяц его терпение стало истощаться.
- Мастер, я пришёл учиться сражению на мечах, а до сих пор бессмысленно топчусь во дворе.
- Так ты ещё не понял, как надо фехтовать? - воскликнул наставник. - Тогда продолжай ходить дальше.
Ещё через месяц терпение ученика закончилось.
- Всё, учитель. Я ухожу. - заявил он.
Мастер достал два меча, один вручил юноше, другой взял сам. Ученик неумело ухватил рукоять.
- А теперь, - сказал мастер. - Вспомни своё внутреннее состояние, когда ты шагал по этому квадрату.
В тот же миг взгляд ученика остановился и перестал что-либо выражать. Учитель обрушил удар меча на юношу, но тот мгновенно отреагировал и отразил его своим мечом. Вновь и вновь нападал учитель, но ученик отражал все атаки...
Возникает существенный вопрос: можно ли считать нулевое состояние эталоном восприятия? С точки зрения целостности развития - нет. Чтобы целостно развивать все свои стороны и способности, необходимо работать со всеми разновидностями своих ощущений. Психические ощущения - весьма обширная область, но существуют ещё и ощущения физические...
Очевидно, что обнуление ощущений (опустошение) тем труднее, чем большее значение человек придаёт тем или иным желаниям. Привязываясь к тому, что мы считаем важным, мы теряем способность управлять своим вниманием. Кстати говоря, привязаться можно и к состоянию пустоты, как таковому. Находя новые, непривычные удовольствия в возникающей психической расслабленности, есть риск увлечься ими и потерять самоконтроль. Не случайно многие эзотерические традиции призывают освободиться от чрезмерных привязанностей, снижая их значимость через практику отрешённости.
При этом каждое учение использовало свой язык. Например, в даосской традиции состояние пустоты связывалось с понятием Дао. Так, Чжуан-цзы утверждал: "Не мыслить и не думать - начало постижения Дао. Нигде не находиться и ни в чём не усердствовать - начало безмятежного пребывания в Дао." Настраиваясь на Дао, человек приучал себя к спонтанности, к умению "отпускать" свой ум, предоставляя ему действовать самому по себе. Это и есть Недеяние (у-вэй), его психологический аспект.
Состояние пустоты может стать мощным средством глубокого психофизического отдыха - но не должно становиться уходом от жизни, превращаться в крайность. Принцип развития - решение проблем, а не бегство от них. Ведь проблемы - это то, что ограничивает человека, а развитие - это преодоление границ и рост возможностей. Поэтому стремление к слишком длительному пребыванию в состоянии пустоты может превратиться в ограничение. например - в заторможенность, то есть в неуправляемое замедление...
Три человека стоят на берегу озера. Молчат. Наконец один говорит уверенно и тихо:
- Господа, я уверен, что в этом озере много рыбы...Молчание. Потом второй произносит:
- А я не уверен, что в этом озере вообще водиться хоть какая-нибудь рыбёшка...
Молчание. Минут через десять третий, вздохнув, проговорил:
- Господа! Прекратим этот ненужный и бесконечный спор...
Осознанное состояние пустоты даёт человеку множество преимуществ. Прежде всего это преобразование излишне сильных ощущений - их ослабление или исчезновение. Очевидно, что множество хаотичных мыслей. которые прокручиваются в сознании, мешает сосредоточению и превращает мышление из ясного в мутное - поэтому умение освобождать, опустошать ум - весьма полезно. Кроме того, "забитость" сознания беспорядочными мыслями и эмоциями обеспечивает мощность барьера восприятия и приводит к иррациональным поступкам. Поэтому ценность психического очищения очевидна - если человек выбирает осознанную жизнь.
- Почему ты так предубеждён против мышления? - спросил у Мастера философ. - Ведь мысль - единственный инструмент, с помощью которого мы можем упорядочить мир.
- Верно. Но мысль может так здорово упорядочить мир, что ты никогда его больше не увидишь.
Своим ученикам Мастер позже сказал:
- Мышление - экран, а не зеркало. Вот почему вы живёте в коконе мыслей, не ведая, о том, что существует Реальность. (Энтони де Мелло. Одна минута мудрости).
Сохранение состояния пустоты как фона после очищения от лишних ощущений создаёт новые возможности мышления. Ум подобен линзе - так же, как увеличительное стекло собирает лучи солнца, концентрируя их и даёт возможность зажечься огню, так и умственная концентрация способна дать человеку ясно и точно мыслить. Именно для такой способности и умственному сосредоточению и необходимо использовать принцип обнуления ощущений.
Мышление в состоянии пустоты становится ясным, чётким и многонаправленным. Человек озознаёт множество вариантов хода мыслей, которые он раньше не чувствовал, а так же начинает понимать природу единиц мышления - слов. Это понимание относительности, необязательности названий, которое может быть выражено так: "Я чувствую это, и не важно, как это назвать. Ощущение не нуждается в слове - ярлыке, но оно вполне реально, конкретно и может быть устойчивым объектом внимания."
Управляемое умение воспринимать ощущения напрямую, непосредственно - важный шаг в развитии. Состояние нейтральности позволяет непосредственно чувствовать другого человека, его ритмы. Вот он сравнительно спокоен, а вот - перенапряжён и теряет контроль над собой...
Однажды учитель, сидя в окружении учеников, сказал:
- Пока вы не узнаете свои основные недостатки и свои привязанности, вы не сумеете понять себя. Например, посмотрите на сидящего передо мной. Основная его черта в том, что его никогда нет "дома".
Все посмотрели на рассеянное лицо ученика. Тот встрепенулся и спросил:
- Простите, вы что-то сказали?
- Он постоянно отсутствует и при этом хочет развиваться. - продолжил учитель. Это невозможно! Чтобы расти, нужно тренировать внимание.
Учитель повернулся к другому ученику и сказал:
- Посмотрите на этого человека. Его основная черта в том, что он всегда спорит.
Ученик неожиданно вспыхнул и воскликнул:
- Неправда! Я никогда не спорю!
Все засмеялись, а учитель произнёс:
- Выясните, что именно вы защищаете. Это может стать ключом к познанию себя.
Связь с Пустотой даёт также психологическую свободу. Она состоит в ощущении реальной возможности выбора вариантов - вместо подчинения инерции делания, которая ограничивает восприятие, а значит, и поведение человека. Субъективно психологическая свобода может ощущаться как чувство облегчения, освобождённости от тревог и беспокойств.
"Каждый поворот, которого ты боишься, - лишь пустота, которая прикидывается неодолимой преисподней". (Р.Бах)
Пребывая в пустоте, человек черпает из неё силы - возникает чувство расширения, преодоления ограничений, облегчение как результат ненужных напряжений. Но по сути, это только приближение к творческим возможностям пустоты. Истинная Пустота является осознанием единства расширения и сужения, расслабления и напряжения.
Таким образом, способность произвольно опустошать ум может весьма помочь в самых различных областях жизни. Ментальное безмолвие часто возникает в сознании и тех людей, которые никогда не задумывались о состоянии пустоты, не слышали о нём. Тем не менее моменты безмолвия проявляются и у них - но обычно в мутной, неосознанной форме. Умение же осознанно входить в состояние пустоты даёт понимание сути вещей и является необходимым средством самопознания.
Следует также подчеркнуть, что "ментальное опустошение" не только не ограничивает восприятия, но и делает их возможными.
О.Бахтияров в работе "Деконцентрация" пишет об этом так: "Мышление современного человека отличается от античного, древнеиндийского или средневекового человека. Более того, оно отличается и от мышления !8-го столетия. С точки зрения 20-го века в этих типах мышления наличествует слишком много иррациональных компонентов. Современное мышление является продуктом длительной культивации и рафинирования, которые очистили его от всего, что не поддавалось формализации, в том числе и от образных, оценочных и символических содержаний. В результате мышление приобрело исключительно линейно-дискретный характер и под мышлением сейчас (явно или неявно) понимается лишь те его формы, которые могут быть формализованы. Однако, сталкиваясь с феноменами, для работы с которыми явно недостаточно существующих средств, резонно задуматься и о противоположном процессе, процессе не обеднения, а расширения мышления."
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexiy70 september 21, 2019 10:54 86
Buy for 100 tokens
Наверное, это называется старость ... Если раньше пробуждение всегда сопровождалось улыбкой, то теперь мучительной обидой «зачем ночь кончилась?» Зачем опять нужно открывать глаза, умываться, собираться и куда-то идти, что-то делать. Не-хо-чу! Хочу просто впасть в летаргический сон и пропустить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments