alexiy70 (alexiy70) wrote,
alexiy70
alexiy70

Categories:

Тема... Позитивная Пустота... Глава четвертая...Гносеологическое значение (часть третья)

Абсолютизм - это утверждение в отрыве от относительности. Понимая релятивизм только по-абсолютистски, человек "нарушает" закон "отрицания отрицания". Релятивизм следует понимать именно по-релятивистски - тогда абсолютическая трактовка будет одной из многих, и человек будет осознавать её относительность.
- Я знаю, что ничего не знаю. - сказал один философ.
- А я не знаю даже этого. - ответил другой.
Можно сказать, что для людей с экзологическим мировоззрением характерна та самая непреклонная убеждённость в своей правоте, которая ярко выражается в фанатизме. Это касается как религиозно настроенных людей, так и тех, кто считает себя атеистами. Ход рассуждений человека, который снисходительно относится к религии, бывает поразительно схож с ходом рассуждений самих верующих. "Я верю в то-то и то-то. И хочу в это верить. Ибо так написано в таких-то книгах...Ах, где написано иначе? Да это всё ложь и обман! Я верю, что было именно так! Это истина! И обсуждать и сомневаться в ней - кощунство!". О плюрализме двух мнений быть не может.
Философ поучает слушателей:
- Запомните, умный человек всегда во всём сомневается. Только глупец может быть полностью уверенным в чём-то.
- Вы уверены в этом, мэтр?
- Абсолютно.
Известно выражение: "абсолютной системы не существует, всякая истина относительна". Но в данном случае речь не об этом. Если кто-то утверждает отсутствие абсолютной истины - значит, он предлагает согласиться с верой в это. Ведь проверить данную идею невозможно, а значит она является верованием...
Оценка явления (его мера) определяется нашим собственным отношением. Всегда и везде. Даже если мы на 300% убеждены в своей правоте, всё равно может появиться кто-то, кто заявит: а я считаю иначе. Таким образом, у явления самого по себе нет меры, это мы её задаём. На основе общих мер и создаём общий язык. Но иногда вопрос о мере пересматривается, Это проблема выбора предельных оснований мировоззрения.
Стремясь к определённости, люди сознательно или подсознательно, утверждают: "мы можем назвать явление и объяснить, почему мы его так назвали". Комментируя это с позиции релятивизма, можно ответить - да, мы можем назвать и объяснить. Но при этом полезно также и обосновать своё обоснование...А ещё лучше - обосновать своё обоснование. Можно остановиться хотя бы на этом уровне. А можно - пойти дальше, и понять что...что именно, каждый решает сам для себя. Может быть понять, что всё в конце концов "упирается" в желания? Или убеждения?..Как бы то ни было, выбор Предельного Объяснения зависит от наших главных устремлений - согласно внутреннему (эзотерическому) подходу...
- Ну, как твои успехи на скачках? Хорошую лошадь ты выбрал?
- Самую сильную! Подумай только, понадобилось одиннадцать лошадей, что бы обогнать одну!
Согласно эзотерической методологии абсолютизм (утверждение) должен быть в контексте релятивизма (сомнения). Люди с экзологическим мировоззрением привыкли воспринимать утверждение и отрицание как совершенно различные, несовместимые типы отношения - и это лишает их объективности, ограничивает восприятие и мышление. Твёрдая, однозначная оценка должна быть - но долна быть в контексте многозначности. Полезно понять, что любая категоричность "плавает" в океане неопределённости...
"ДЖОКЕР" (элемент неизвестности)
Понятие Пустоты как средства познания связано с представлением в границах известного. В книгах Кастанеды используются понятия "известное", "неизвестное" и "непознаваемое", которые связаны с представлением о восприятии. То, что известно - расширяется за счёт неизвестного: человек познаёт мир. "Тональ" -это всё, что мы знаем". Однако есть "область" принципиально непознаваемая, которая недоступна для человеческого понимания - дон Хуан называет её "нагваль". "Нагваль" - это та часть нас, для которой нет никакого описания - ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний". ("Путешествие в Икстлан").
Как и понятие нагваль, понятие Дао так же позволяет "иметь дело" с элементами неизвестности. Обозначенное всегда относительно, всегда меньше необозначенного, поэтому ни словом, ни знаком нельзя передать полноту Бытия.
"Я смотрю на себя как на ребёнка, который, играя на морском берегу, нашёл несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным." (И.Ньютон)
Как уже ранее упоминалось, некоторые современные эзотерические авторы элемент неизвестности, присущий Миру, передают через понятие "Джокер". По определению В.Лебедько, Джокер - это принцип развития Вселенной. Этот Принцип неуловим для линейного мышления, так как любой образ, любое представление, убеждение и верование ограничивают, сужают и искажают понимание этого принципа.
Джокер - это абсолютное отсутствие ограничений. Он включает в себя весь спектр переживаний, и в то же время находится за их пределами. Это сплошной парадокс, который, в частности, проявляется в софизмах. Парадоксальность обнаруживается, когда происходит отрицание отрицания. Нет ничего невозможного - возможна даже сама невозможность. Наверняка можно сказать только одно - ничего нельзя сказать наверняка. Есть единственное правило - нет никаких правил.
Джокер "необозрим, но не достроен". Это "спонтанность, свободная даже от спонтанности. Спонтанность не означает, что ты должен делать только непредсказуемые действия. Ты можешь делать предсказуемые вещи и быть спонтанным и наоборот". Тотальное отрицание всего, в том числе самого отрицания...
Признание неизвестного как постоянно существующего элемента Мира - это признание относительности познания как такового.
Один учёный спросил Мастера:
- Говоря о Б Ы Т И И, сэр, вы имеете в виду вечное, трансцендентальное бытие или переходящее, случайное?
В задумчивости Мастер закрыл глаза. Затем он открыл их и обезоружил своим ответом:
- Да!
Позже он пояснил:
- Как только вы даёте Реальности определение, она перестаёт быть реальностью.
- Даже когда вы называете её "Реальность"? - спросил дотошный ученик.
- Даже тогда. Даже когда ты называешь её "она"" - (Энтони де Мелло. Одна минута глупости)
Герой романа В.Пелевина "Чапаев и Пустота" рассуждает на эту тему таким образом: "Свобода бывает только одна - когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется "не знаю". Вы совершенно правы. Знаете, есть такое выражение: "Мысль изречённая есть ложь". Чапаев, я вам скажу, что мысль неизречённая - то же ложь, потому что в любой мысли уже присутствует изречённость".
По словам Мастера Чу из "Третьего открытия Силы" (А.Сидерский. Третье открытие силы. Киев. 2004), " Всё во Вселенной - сплошной парадокс. Всё, что существует, существует только лишь благодаря наличию в нём взаимоисключающих и в то же время взаимопорождающих противоположных тенденций".
Таким образом, ПУСТОТА - это творческий принцип Вселенной. Этот принцип таит в себе множество возможностей для тех, кто намерен осознавать её повсеместность. Он применим в плане познания устройства мира, в качестве средства самопознания и решения различных жизненных задач.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Эта система может только уйти.

    Пройдут годы, Россия станет европейской страной. Оглядываясь на 2021-й год – время разгула начальства, разгрома уличных протестов, наступления на…

  • (no subject)

    Человек какого образа воспитывался этой всеобъемлющей педагогической системой? Каков был её идеал? Она развивала в испытуемом смелость, ибо смелость…

  • К. Копейкин

promo alexiy70 september 21, 2019 10:54 86
Buy for 100 tokens
Наверное, это называется старость ... Если раньше пробуждение всегда сопровождалось улыбкой, то теперь мучительной обидой «зачем ночь кончилась?» Зачем опять нужно открывать глаза, умываться, собираться и куда-то идти, что-то делать. Не-хо-чу! Хочу просто впасть в летаргический сон и пропустить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments