alexiy70 (alexiy70) wrote,
alexiy70
alexiy70

Тема... Позитивная Пустота... Глава четвертая...Гносеологическое значение (часть первая)

Остановимся теперь на гносеологическом значении Пустоты, которое связано с тем, о чём шла речь выше. Ранее мы говорили о Пустоте как об относительности. Онтологическая относительность понятна - очевидна, например относительность любого движения. Раз что-то движется, значит - относительно чего-то другого, неподвижного (или более медленного). По дороге идёт путник, и она неподвижна относительно его движения. Но дорога находится на планете Земля, которая движется вокруг Солнца, которое также движется...и т.д.
Если любое отсутствие - это проявление Пустоты, то она вездесуща. Получается, что Абсолютной Полноты быть не может - как и Абсолютной Пустоты. Возможно большее или меньшее приближение к тому и другому Пределу - что проявляется в мировом разнообразии явлений, процессов, вещей, живых существ...
Пустота, как гносеологический принцип выражает относительность информации по признаку её достоверности. Этот принцип известен под названием "релятивизм" и имеет различные, противоречивые оценки и трактовки в западной культуре. Одни считают релятивизм исключительно вредным явлением и используют это слово чуть ли не как ругательство. Другие, наоборот, превозносят принцип релятивизма, считая его необходимым элементом духовности, гуманизма и демократии - но при этом "впадают" в абсолютизм.
С точки зрения эзотерики, всё дело не в принципе релятивизма как таковом, а во внутреннем отношении человека в его трактовке и оценке. Здоровый и умеренный релятивизм полезен и необходим как любому отдельному человеку, так и обществу в целом. Однако релятивизм можно использовать и как средство разрушения, зачастую даже не отдавая себе в этом отчёта...
Пациент на приёме у доктора.
- Вам нужно изменить образ жизни, чтобы восстановить здоровье. - говорит врач.
- Всё относительно, и здоровье то же. - отвечает пациент. - Вон у других ещё хуже, и ничего, не жалуются.
- Поймите, курение и пьянство не останутся без последствий. Это же медленный яд!
- Ну и ладно - я не спешу...
Итак, релятивизм - это принцип относительности. Он применим в двух аспектах: гносеологическом и аксиологическом.
Во-первых, релятивизм помогает увидеть и констатировать какие-либо факты, идеи и т.д. - вместо их искажения или игнорирования. Выдвигая идеи, человек имеет в виду: могут быть и другие взгляды - и эти взгляды не просто "не мешало бы" понять, но и необходимо осмыслить для того, что бы глубже осмыслить своё мнение. Ведь всё познаётся в сравнении. А гносеология определяет онтологию. Все факты и знания существуют не сами по себе, они всегда предварительно "пропускаются" через восприятие. Воспринимать - значит пропускать ощущения через свою психику, через свои эмоции и т.д. Поэтому, кстати, невозможно "закрыть страницу психологии" и перейти к изучению "чисто социальных фактов" - как утверждают некоторые представители общественных наук (социологии, истории и др.). "Избавиться" от психологии невозможно никогда также и потому, что те или иные факты всегда носят на себе "отпечаток" интерпретации тех, кто о них сообщает...
- Тебе нравятся песни "Битлз"?
- Нисколько. Мне друг по телефону спел - это же просто ужас какой-то!..
Во-вторых, здоровый и умеренный релятивизм помогает укрепить те ценности, которые жизненно важны. Более-менее осознанно, каждый человек понимает относительность тех или иных ценностей. В этом смысле именно благодаря релятивизму, возможно спокойствие как таковое. Ели бы люди постоянно стали фиксировать своё внимание на информации ужаса (сообщение о преступлениях, войнах, страданиях вообще) - то очень быстро просто "сожгли" бы свою нервную систему. Конечно, в обычной реальной жизни негативные впечатления чередуются с позитивными: например, после затяжной и утомительной работы человек становится весьма склонен к отдыху. Он либо "оттягивается" в компании, шутит и веселится, либо тянется к бутылке, либо идёт на прогулку, либо засыпает и т.д. Все виды отдыха - не что иное, как временное снижение значимости ценности работы, а все виды работы - временное снижение значимости ценности отдыха. Иначе говоря - изменение желаний...
- Желание работать зависит от нас самих, сказал учитель ученику. - Тот, кто хочет работать, находит для этого средства - а тот, кто не хочет, находит оправдания.
- Да, но верно и обратное. - ответил ученик. - Тот, кто хочет отдыхать, находит для этого возможности - а тот, кто не хочет, находит оправдания.
В вопросе соотношения работы и отдыха следует подчеркнуть один важный момент. Дело в том, что отдых далеко не всегда адекватен степени той нагрузки, которой подвергал себя человек. Отдых часто бывает недостаточным и поверхностным - что связано с парадигмой Борьбы, привычкой создавать внутренний конфликт. Негативные переживания, основанные на тяжёлом чувстве "так не должно быть", неизбежно оседают в подсознании и проявляют себя - например, в физических недомоганиях. Это психическое перенапряжение, непринятие, которое не осознаётся. А всё неосознанное всегда стремится наружу, проявить себя - эта идея в современной психологии преобладает со времён З.Фрейда.
Между прочим, поэтому чрезмерное сочувствие и сострадание в прямом смысле вредно для здоровья. А самое главное - почти абсолютно бесполезно. Точнее, его польза относительна и заключается в "указке" на мировоззренческую дисгармонию.
Subscribe

promo alexiy70 september 21, 2019 10:54 86
Buy for 100 tokens
Наверное, это называется старость ... Если раньше пробуждение всегда сопровождалось улыбкой, то теперь мучительной обидой «зачем ночь кончилась?» Зачем опять нужно открывать глаза, умываться, собираться и куда-то идти, что-то делать. Не-хо-чу! Хочу просто впасть в летаргический сон и пропустить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments