alexiy70 (alexiy70) wrote,
alexiy70
alexiy70

Тема...Позитивная пустота...Глава третья...Бытие и Небытие...

Being and Nothingness...
Чтобы прояснить особенности западной и восточной культур об устройстве мира, рассмотрим ещё один аспект этой темы. В основе восточной онтологии лежала идея Единства Бытия и Небытия, связанная с идеей изначального Блага. Бытие (Существующие) и Небытие (Несуществующее) постоянно переходят друг в друга, следуя определённым законам. Лао-цзы писал: "В мире все вещи рождаются в Бытии, а Бытие рождается в Небытии." ("Даодэцзин, §40). "Вся тьма вещей выходит из Небытия, Бытие не способно стать стать Бытием с помощью Бытия, оно должно выйти из Небытия". (Чжуан-цзы; гл.23).
Согласно эзотерической онтологии, без Небытия нет Бытия. Открыв Небытие как часть Целого, человек может освободиться от страха перед Хаосом и необходимости Борьбы с ним. Ведь Хаос, наряду с Космосом - часть Единого.
Можно сказать,что Бытие постоянно определяет само себя из Небытия. Человек творит себя из Ничто, и таким образом обеспечивает своё существование, своё личное бытие (жизнь). Бытие - есть внешнее выражение Небытия. Проявленное проявляется из Непроявленного. Этому соответствует и понятие физического вакуума, которое означает не отсутствие чего бы то ни было, а потенциальное Всё - то есть вакуум трактуется как существование вещества в свернутом, непроявленном виде.
Все вещи существуют и не существуют одновременно, пребывают в Пути, в процессе перехода из Небытия в Бытие, и наоборот. Вещь не реальна в том смысле, что каждый свой миг она уже иная, приближается к Небытию, к растворению в Едином. Реально то, что не подвержено воздействию пространства и времени, что над Бытием. Вещь временна, процесс её изменения вечен, поэтому подчёркивается не то, что есть, а то, чего нет - то, что пребывает в Покое, но порождает жизнь. Иначе говоря, акцент ставится не на явленное, а на неявленное. "Явленное Дао не есть постоянное Дао" - утверждал Лао-цзы. И в то же время, можно сказать, что есть постоянное Дао, ибо Дао само по себе (как нечто отдельное) не существует.
"Проявленное и непроявленное находится в вечно мгновенном динамическом равновесии, существуя сейчас и здесь и перманентно друг в друга перетекая. Мир - это игра качеств, оформленная количественными характеристиками. В действительности же за этим ничего не стоит. Восприятие и осознание - то, что реально существует. Остальное - иллюзия"...А.Сидерский "Третье открытие Силы."
В западной же культуре преобладала экзологическая идея об абсолютной разделённости Бытия и Небытия. Например древнегреческий философ Эмпедокл в трактате "О природе" утверждал: "Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно; Так же и сущее чтобы пришло - ни на деле, ни в мысли Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы...Нет во Вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?"
Маленький мальчик сидел на улице под деревом, когда услышал, как мать кричит из дому:
- Вася, что ты делаешь?
- Ничего, мам. - ответил он.
- Нет, правда, Вася, что ты делаешь?
- Я сказал, я ничего не делаю.
- Не лги мне! Скажи мне, что ты делаешь!
Тут Вася глубоко вздохнул, поднял камень и подбросил его на несколько метров.
- Я кидаю камни! - сказал он.
- Я так и думала, что ты это делаешь! Прекрати немедленно!
- Да уж... - сказал Вася сам себе. - Иногда трудно ничего не делать!
В связи с открытием теории относительности и развития квантовой физики онтологическая парадигма Запада стала постепенно изменяться. По утверждению А. Эйнштейна, "Всё создано из пустоты, а форма - сгущённая пустота". Подобные идеи, которые стали утверждаться в официальной науке сравнительно недавно, на Востоке существовали давно. В буддийской "Сутре сердца" говорится: "Пустота есть не что иное, как форма. Форма есть не что иное, как пустота". Видимое и невидимое постоянно переходят друг в друга, поскольку составляют Единство.
Недеяние ( у-вэй )
Экзологический принцип разделения сыграл определяющую роль. Если смотреть на пустоту как на то, что разграничивает предметы, что нужно заполнить, преодолеть, то, естественно, акцент сместится на деятельное начало. Говоря языком даосизма, при ориентации на переустройство мира через Борьбу, руководящим принципом становится не Недеяние ( у-вэй ), а Деяние, действие (вэй). При этом человек обычно склоняется именно к силовому, насильственному способу разрешения тех или иных проблем, а так же агрессии.
Между мужем и женой была долгая ссора. Наконец, муж подумал, что лучше уступить.
- Ладно, я с тобой согласен - сказал он.
- Теперь это не поможет - я изменила своё мнение!
Многие восточные учения были построены на эзотерическом принципе единства. Одно из основных понятий даосизма - недеяние. Недеяние - это средство идеального управления. Такое управление обычно трактуют как отказ от вмешательства в естественный ход событий. Это свободное, спонтанное, необусловленное действие, которое соответствует буддистскому понятию "акарма" (четвёртая ступень "восмеричного пути")
Принцип "у-вей" связан с представлением о Единстве Бытия и Небытия (Пустоты). Акцент на творящей функции Небытия не мог не сказаться на психологии людей - это идея определяла ответ на вопрос о месте человека в мире, о смысле его жизни. Нужно лишь следовать гармонии, которая внутренне присуща Миру - не привязываясь к вещам и сохраняя внутреннюю свободу. "Небытие проникает везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от Недеяния. В Поднебесной нет ничего, что можно сравнить с учением без слов и пользой от Недеяния" ("Даодэцзин, § 43). Иногда лучше ничего не делать, чем вмешиваться...
Случилось как-то раз большое наводнение, и застигло оно обезьяну и рыбу. Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться на дерево и ускользнула от бушующих вод. Посмотрев со своего безопасного места вниз, она увидела, как отчаянно несчастная рыба борется со стремительным потоком. С самыми добрыми намерениями обезьяна наклонилась и вынула рыбу из воды. Результат был печален.
С точки зрения даосизма, Мир саморегулирующаяся система. Человек может либо понять её и действовать в согласии с Целым, либо противостоять ему. Восточные философы подчёркивали идею самоестественности - всё существует само по себе. Семена растут сами... Эти представления отнюдь не подразумевают полный отказ от действий, от активности. Он лишь выражает принцип первичности расслабленности,которая должна "обрамлять" любую активность. Тем самым сохраняется восприятие Единства, и человек ощущает целостность Мира.
Недеяние - это принцип, альтернативный принципу Борьбы. Это подход, предлагающий более широкое восприятие проблемной ситуации и помогающий увидеть множество таких возможностей, которые не видит человек, ориентированный на Борьбу как на идеал. Такой способ отношения отражен в книге Терри Добсона и Виктора Миллера "Айкидо в повседневной жизни. Практика решения конфликтных ситуаций."
Авторы подчеркивают, что жизнь современного человека часто бывает наполнена бесполезными конфликтами. "Мы браним наших детей, когда они отказываются есть, мы ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат на нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим жёнам и мужьям о том, что они сделали не так...а перед тем, как лечь в кровать, мы сражаемся с самими собой из-за курения, из-за выпивки, что мы такие тупые, или из-за того, что мы ленивые..." Даже достижение определённых вершин ещё не гарантирует нам мира с самим собой...
Женщина приходит на приём к психологу.
- Что мне делать? У меня нет слуха и голоса, внешность не очень привлекательная, я смущаюсь на людях. Но я чувствую, что моё призвание - пение. Как быть?
- Я не вижу другого выхода для вас, кроме как отказаться от мечты о сцене.
- Но я не могу, доктор. Я уже давно стала знаменитой певицей.
Первое, что необходимо сделать для улучшения своей повседневной жизни - переосмыслить само понятие конфликта. Вместо традиционного для западной культуры представления о конфликте - "он плох и требует выявить победителя и побеждённого", Т.Добсон и В.Миллер предлагают увидеть возможность иной оценки - нейтральной.
"Конфликт - это нечто противостоящее воле, принципам, силам. Это часть нашей биологии, нашей психологии и нашей повседневной жизни." Воспринимая конфликт в таком, более широком смысле, мы можем увидеть и его позитивные стороны.
Человек слышит благодаря тому, что звуковые волны противостоят его барабанным перепонкам, ветер противостоит парусам, и благодаря этому ведёт лодку, противостояние карандаша и бумаги создает рисунок...
Признавая конфликт частью естественного положения вещей, мы становимся способны наиболее эффективно разрешать те конфликты, которые угрожают тем или иным нашим ценностям.
Т.Добсон и В.Миллер подчёркивают, что искусство улаживания конфликтов ("Айки-тактика") включает в себя использование одного из пяти способов. Борьба - лишь один из них. К Борьбе (или Отпору, в терминологии авторов) следует прибегать лишь в крайнем случае (когда все остальные возможности исчерпаны или недоступны), после адекватной оценки ситуации. Вместо того, чтобы бороться с препятствием (например, с другим человеком), лучше ориентироваться на разрешение проблемы как таковой, стремясь максимально использовать мирные средства. С этим связана ещё одна идея, контрастирующая с нормами западной культуры: целью всех конфликтов является восстановление гармонии, а наилучшая из "побед" - та, в которой выигрывают все. В книге Добсона и Миллера предлагается новое определение выигрыша и проигрыша, отказ от традиционного "покерного" менталитета в пользу такой идейно-практической системы, которая увеличивает потенциал всех. "В Айки-тактике нет проигравших."
Таким образом в рамках западной культуры Пустота либо отождествлялась с Хаосом и внушала ужас как страшная бездна, в которой всё исчезает, или представлялась инертной материей, которая нуждается в упорядочивании со стороны разума.
Пустота и Полнота, Небытие и Бытие, Хаос и Космос, Ничто и Нечто, Несуществующее и Существующее - все эти пары, согласно восточной культуре, отражают Единство Мира.
С точки зрения эзотерики одно из главных противоречий - противоречие между Бытием и Небытием. Их противопоставление существует не в Действительности, а в поверхностном мышлении, основанном на Принципе Разделения. Понимание того, что Бытие и Небытие взаимопорождаются и взаимопроникаются, создаёт более целостное и объективное восприятие. Соответственно, через переосмысление Пустоты в корне меняется отношение к миру. Если Пустоту воспринимать не как отсутствие чего бы то ни было, а как непроявленное состояние мира, как Часть Единства, то становится возможным иное, более созидательное и гармоничное состояние и поведение.
Subscribe

  • Это случилось весной 1994 года.

    Это случилось весной 1994 года. Молодой американец по имени Роналд Опус решил покончить с собой. В предсмертной записке было написано, что он,…

  • Про сифон.

    Однажды я вдруг понял, что никогда в жизни не лизал качели на морозе. Ну то есть не никогда, а до 9 лет. И не то что бы мне не хотелось, наоборот, -…

  • 12 детей и 3 супруги в одном доме: история владимирского троеженца.

    В городе Александров Владимирской области живет настоящий султан. В его гареме числятся 3 жены, которые уже нарожали своему господину 12 детей.…

promo alexiy70 september 21, 2019 10:54 86
Buy for 100 tokens
Наверное, это называется старость ... Если раньше пробуждение всегда сопровождалось улыбкой, то теперь мучительной обидой «зачем ночь кончилась?» Зачем опять нужно открывать глаза, умываться, собираться и куда-то идти, что-то делать. Не-хо-чу! Хочу просто впасть в летаргический сон и пропустить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments